Детская жадность: как научить старшего ребёнка делиться.

делёжкаВопрос, знакомый все родителям с двумя и более детьми с небольшой разницей в возрасте. Младший пополз и стал брать игрушки старшего. И началось…

Способы решения конфликтов:

  1. Нужно взять себя в руки и не набрасываться на старшенького. Сделайте жалобное лицо, включите свой актёрский талант, покажите, как малыш плачет, как ему больно, скажите «Он тебя так любит, а ты его обижаешь. Давай его пожалеем, чтобы он не плакал?», и старший должен пожалеть малыша. «Поцелуешь его, чтобы помириться?» Он целует. Продолжаем: «Если ты что-то хочешь у малыша взять, нужно сказать «дай, пожалуйста» и дать ему что-то взамен. Это называется меняться. Скажи ему «Давай меняться. Покажи другую игрушку. И когда он её возьмёт, возьми ту, которая тебе нужна» После 3-4 раз такой речи ребёнок должен это запомнить. А пока младший маленький, ему всё равно, что ему дали взамен для изучения ртом. И любая замена, как правило, ему подойдёт.
  2. Если же замена не устраивает малыша, тогда говорим старшему: «А давай он чуть-чуть поиграет и отдаст! А мы пока с тобой…» и придумать занятие, которое очень любит старшенький. Потом, когда малыш бросает игрушку и переключается на что-то другое, нужно обязательно сказать: «Вот видишь, он поиграл и отдал. Он всегда чуть-чуть играет, а потом отдаёт». И в следующий раз старший уже будет уверен, что всё равно получит свою игрушку и успокоится.
  3. Если игрушку взял первым старший, а младший хочет отобрать, то тут нужно действовать не так. Нужно обязательно вернуть ему игрушку. Объясняя младшему малышу, что так делать нельзя. Хотя он ничего ещё не понимает, это делается для того, чтобы старший видел, что они равны перед мамой, что никому поблажек нет и что закон один на всех. Иначе старший будет думать, что у него всегда всё отбирают, и при этом мама всегда защищает младшего ребёнка, следовательно, она его больше любит. Как итог – ревность, злость на младшего, обида и желание его стукнуть. Нужно сделать вид, что объясняете младшему: «Первым эту игрушку взял братик, значит, играет сначала он. А когда он поиграет, то ты сможешь тоже в неё поиграть». И активно заняться отвлеканием младшего.
  4. Если младший ребёнок уже ближе к году понимает, что ему замена не нужна. То нужно предлагать ему до тех пор разные игрушки, пока замена его не устроит, либо отвлечь его совершенно иной деятельностью. (Как правило, эта деятельность привлекает, в итоге, и старшего, он не хочет оставаться в стороне, и игрушка уже никому не нужна…)
  5. Предложить второму ребёнку аналогичный вариант. Зная, что особо нравится детям и что они делят чаще всего, нужно обзавестись двумя такими вещами. К тому же это поможет организовать им совместный досуг или занятие. Обычно погодки – повторюшки. Если один что-то достал, то и другому это же надо. Зато дети будут заняты одним занятием, и не нужно придумывать развлечения для каждого. У нас, например, в двойном размере: это 2 пистолета для пускания пузырей, куклы (отличающиеся только по цвету), кисточки (любили в книжках кисточками водить), волшебные фломастеры (стирающиеся рукой на специальных нижках), волшебные ручки (из серии «Волшебная ручка»), с которыми можно прослушивать книги и играть.

 как научить делиться, погодки

Хитрые уловки:

1) Если кто-то хочет то же, что и другой ребёнок, а вещь одна,

— дарю невидимую волшебную такую же вещь! После такого ребёнок может ещё что-то попросить и ещё, и тут никаких проблем — всё что захотел, можно ему дать! При этом второй ребёнок, глядя на первого, тоже может захотеть волшебный невидимый такой же предмет! Но тут всё решается просто, т.к. поделить невидимые предметы — не проблема.

— Фраза «если не умеете играть по очереди/дружно/делиться, то игрушка «убегает» от ВСЕХ» тоже помогает. Тогда дети начинают молить, чтоб мама не забирала игрушку и обещать играть дружно/по очереди.

2) Если делёжка из-за вещи из нескольких предметов и договориться о совместной игре ну никак не выходит:

Дети садятся возле вас, ВЫ берёте эту игру (конструктор, посудка и прочее) и начинаете делить, как в старых фильмах Дикого Запада: «Это тебе, а это тебе» и так делите пополам (или более). Всё. Это ТВОЁ. А это — сестры. Ты играешь в СВОЁ. Она играет в своё.

Этот принцип моим детям очень нравится. В следующие разы дети сами начинают делить игрушки. Не раз слышала из детской: «Это тебе, это мне, это тебе…». И все довольны.

Особо острая делёжка у детей, когда младшему 6-18 месяцев. Потом меньше. Т.к.

А) старший становится умнее, может поделиться, уступить.

Б) характер младшего уже начинает формироваться, устаканиваются его интересы, увлечения. Они могут стать совершенно иными. Например, у нас старшая стала больше всего любить рисовать, а младшая играть в готовку. И когда они что-то не могут поделить в совместной игре (ролевые игры с куклами, как правило. То платье надо ей её, то корону), то всегда одну из них можно отвлечь на любимое занятие. А когда погодки разнополые – то с возрастом у них интересы становятся совершенно разными, и таких столкновений практически не бывает.

Подписывайтесь на обновления тут или в сообществе Вконтакте: Погодки-life.ру